Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…" Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
В МБДОУ функционируют 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. В группах реализуется адаптированная основная образовательная программа. На каждого ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут. На основании заключений ПМПК для детей, рекомендованных к наблюдению психолого-педагогического консилиума МБДОУ, разработаны и реализуются программы индивидуального сопровождения специалистами детского сада. Потребность введения в штат сурдопереводчика, тьютера отсутствует. Дистанционное обучение и обучение на дому не проводится по причине отсутствия потребности.
В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МБДОУ № 122 разработан Паспорт доступности, согласно которому объект признан доступным для всех категорий инвалидов. Территория МБДОУ № 122 соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных детей и родителей, обеспечен доступ к зданиям и сооружениям.
В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МБДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.
Конституция Российской Федерации |
Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" |
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы |
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" |
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" |
Федеральный закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями на 29.07.2017) |
Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года |
Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией от 13.12.2006 № 61/106 |
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" |
Приказ Минобрнауки России от 09.11.15 № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" |
Методическое пособие для получения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи |
Письмо Минобрнауки РФ от 12.02.2016 № ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования" |
Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих доступность |
Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2020 годы |
О специально оборудованные учебные кабинеты |
МБДОУ г.Астрахани "Детский сад №122" Адрес :414057, г.Астрахань улица Краснодарского 43,корпус 1 Количество : 0 Общая площадь : 0кв.м | ||
Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
МБДОУ г.Астрахани "Детский сад №122 Логопедические группы Адрес :414057, г.Астрахань улица Краснодарского 43,корпус 1 Количество : 2 | ||
О библиотеке (ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
МБДОУ г.Астрахани "Детский сад №122" Адрес :414057, г.Астрахань улица Краснодарского 43,корпус 1 Количество : 0 Общая площадь : 0кв.м | ||
Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
МБДОУ г.Астрахани "Детский сад №122" Адрес :414057, г.Астрахань улица Краснодарского 43,корпус 1 Спортивный зал, спортивная площадка | ||
О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Наличие приспособленных средств обучения и воспитания для использования детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ таких категорий как: инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, нарушениями слуха в МБДОУ г.Астрахани №122 не предусмотрено. | ||
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации |
документ
Детям с ТНР обеспечен доступ в здания и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ
| ||
О специальных условиях питания |
Питание воспитанников организовано в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Большое значение имеет правильная организация питания. В детском саду , в соответствии с санитарно -эпидемиологическими требованиями в детском саду организовано 4-х разовое питание: завтрак, обед, "уплотненный" полдник. Дети получают 100%основных продуктов питания - молочные, мясные продукты, творог, овощи, фрукты. согласно нормам употребления продуктов питания на одного ребенка, которые необходимы для роста и развития детей. Все продукты обрабатываются в соответствии с требованиями СанПиН. ассортимент блюд и кулинарных изделий, на основе которого сформировано 10-ти дневное меню. включает в себя только те блюда и кулинарные изделия, которые по своим рецептурам и технологии приготовления соответствуют научно обоснованным гигиеническим требованиям к питанию детей дошкольного возраста. Создание отдельного меню для детей с ОВЗ не практикуется. | ||
О специальных условиях охраны здоровья |
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» в МБДОУ г.Астрахани №122 создаются условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников. Основные направления охраны здоровья: Медицинское обслуживание детей, в т.ч. детей с ОВЗ небольшой и средней тяжести в детском саду осуществляет внештатный врач-педиатр, медицинская сестра. | ||
О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Доступ обучающихся к приспособленным информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для использования инвалидами и лицами с ОВЗ – не предусматривается. | ||
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
Учебно-методический портал ссылка : https://www.uchmet.ru/library/material/252049/134859/
| ||
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования | Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрено. Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, возможно применение мультимедийных средств, оргтехники, слайд-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. | ||
Cписок ответственных лиц за обеспечение обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Филиппова Анна Вячеславовна-заместитель заведующего по ВМР Николаева Елена Арсеновна-заместитель заведующего по АХЧ
| ||
Документы образовательной организации |
ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, А ТАКЖЕ ОКАЗАНИЯ ИМ ПРИ ЭТОМ НЕОБХОДИМОЙ ПОМОЩИ В МБДОУ Г.АСТРАХАНИ "ДЕТСКИЙ САД №122"
|
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Содержание образовательной деятельности включает в себя три основных компонента:
Образовательный процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций, современных образовательных технологий: ИКТ, метод моделирования; социо-игровые методы и приемы; проблемный метод обучения; проектная деятельность; метод моделирования; деятельностный подход; сказкотерапия, пескотерапия; театрально-игровая деятельность; приемы мнемотехники; здоровьесберегающие технологии; динамические паузы; разминка для пальцев; упражнения для глаз; дыхательная гимнастика; релаксационные паузы; психогимнастика; музыкотерапия; пальцевый массаж.
При использовании специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей, используется дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка, а также комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.
Соблюдаются рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, охране жизни и здоровья обучающихся – инвалидов и детей с ОВЗ, организации образовательного процесса (организация режима дня, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т.д.)