«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА»
В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитие детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.
Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции, формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим предпочтителен мягкий, спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности.
В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающим. Происходит развитие восприятия детей, определяемое тремя основными параметрами: рассматривание предметов, ознакомление с сенсорными эталонами, сравнение предметов с ними.
Большое значение для развития личности ребенка раннего возраста имеет общение со взрослыми. Родителям надо помнить, что представления о себе, первая самооценка малыша в это время тождественны той оценке, которую дают ему взрослые. Поэтому не следует постоянно делать ребенку замечания, упрекать его, так как недооценка стараний может привести к неуверенности в себе и снижению желания осуществлять любую деятельность.
Для малыша очень важно постоянство окружающего его мира. Поэтому следует уделять особое внимание режиму дня ребенка. Режим дня ребенка должен соответствовать режиму дня в детском саду.
«АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ »
Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций.
Постарайтесь создать в семье спокойную дружескую атмосферу.
Установите четкие требования к ребенку, будьте последовательны в их предъявлении.
Будьте терпеливы.
Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов.
Давайте простые, понятные объяснения.
Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?». На вопрос: «Почему ты это делаешь?» он ответит, когда подрастет.
Каждый день читайте малышу!
Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления.
Занимайтесь с малышом совместно творческой деятельностью играйте, лепите, рисуйте…
Поощряйте любопытство.
Не скупитесь на похвалу.
Радуйтесь вашему малышу!
«Играя, обучаюсь»
Игра – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В семьях, где с нежностью и теплотой относятся к игре ребенка, поддерживают и поощряют фантазию, вырастают хорошие дети. Ведь внимание и тактичное отношение к детским играм – лучшее выражение любви к ребенку.
Игры имеют многоцелевое назначение: для забавы, для речевого и умственного развития, для развития ориентирования в пространстве и формирования социальных взаимоотношений между людьми. Игру можно рассматривать как своеобразную форму общественной жизни ребенка-дошкольника. Учеными подтверждается большое значение игры для физического и психического развития каждого ребенка, становления его индивидуальности, а также формирования детского коллектива.
Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «Давай поиграем в одну интересную игру!» при этом даже не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.
Какие же игрушки нужны нашим детям?
Для 2-летних ребятишек приобретите большой разноцветный мяч; 7-8-составные пирамидки; мягкие пушистые игрушки, с которыми дети хорошо засыпают. Приучайте ребенка этого возраста складывать игрушки после игры в одно и тоже место: в большую пластмассовую машину или коробку, что будет приучать его к аккуратности и самостоятельности.
Расширяйте набор игрушек для трехлетних детей: к ярким, разноцветным, с четкой формой игрушкам прибавьте простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми; приобретайте «бытовые игрушки», которые должны быть похожи на оригинал и отличаться прочностью.
На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнает, что люди заняты работой и имеют разные профессии. Поэтому чаще всего дети выбирают сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая их окружает: играют в «дочки-матери», «магазин», «доктора», и т.п. Игрушки должны быть больших размеров и отображать различные стороны реальности (чайные и столовые сервизы, мебель и др.) все это свидетельствует о новом этапе социально-эмоционального развития ребенка.
Следите за тем, как ваш малыш играет. Если вас что-то обеспокоило при наблюдении за детской игрой, не упускайте время, а обязательно обратитесь к врачу, так как нередко это сигнализирует об отклонении в нервно-психическом развитии ребенка.
Предлагаем ряд советов, как надо вести себя с ребенком, который играет:
- Учите играть ребенка и придавайте значение игре не меньше, чем питанию, прогулкам и воспитанию детей.
- Старайтесь учитывать возраст ребенка при подборе игр для него.
- Следите за тем, с кем малыш играет, коммуникабелен ли он со сверстниками, воспитывайте в нем это качество.
- Старайтесь поощрять фантазию и творчество в игре.
- Не прерывайте игру в самом разгаре.
- Пытайтесь разгадать символику игры, заложенную в ней информацию об эмоциональном состоянии ребенка, о его фантазиях.
- Поняв символику игры, помогите малышу в решении его проблем.
- Если игра не соответствует возрастным особенностям ребенка и он в играх отстает от сверстников, проконсультируйтесь с педиатром или психоневрологом.
В поведении с играющим малышом родители не должны:
- Относиться к играм ребенка, как к «баловству», наказывать его за чрезмерную увлеченность.
- Насмехаться над его фантазиями, творческими выдумками в игре.
- Покупать лишние игрушки, в которые он не играет.
- Вмешиваться в выбор партнеров по игре.
- Поощрять его замкнутость и эгоизм в игре.
- Допускать жестких, агрессивных игр с детьми старшего возраста.
Как найти время для игр с ребенком?
Вам наверно не раз случалось на просьбу ребенка: «Давай поиграем!» - отвечать: «Подожди, не сейчас, закончу свои дела, тогда поиграем». В наш стремительный век катастрофически всем не хватает времени, в том числе не остается его и у родителей для игры с детьми.
Помните: если вы не уделяете ребенку должного внимания, общаясь с ним только тогда, когда остается время, малыш может чувствовать необъяснимое беспокойство, ему кажется, что все на свете гораздо важнее его самого.
У многих детей складывается впечатление, что для мамы важнее всего – хозяйственные дела, а для папы – то, как идут дела на работе.
Показывайте ребенку, что он для вас много значит, что вы его любите и с удовольствием поиграете с ним.
Выбирайте минутку времени для общения с ребенком в играх-упражнениях в ходе домашних дел.
Игры на кухне
Многие из вас часто замечали, что ваши дети внимательно наблюдают за тем, как вы готовите обед или ужин. А ведь на вашей кухне всегда найдется дело для ловких детских пальчиков. Попросите ребенка помочь вам:
· Пересыпать аккуратно крупу из одной банки в другую емкость и при этом посчитать, сколько уместилось полных столовых ложек.
· Отмерить чашками и вылить нужное количество воды в кастрюлю для варки картофеля, пока вы его чистите.
· Отсчитать нужное количество ягод для пирога или компота.
· Поиграйте с ребенком в слова:
· Предложите ему искать на кухне слова. Какие слова можно «вынуть» из борща, винегрета, шкафа, плиты и т.д.?
· Вспомните «вкусные» слова и «угостите» друг друга чем-нибудь вкусненьким. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» маме на ладошку, затем вы – ему, и так до тех пор, пока все «не съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые» ит.д. слова.
Игры в ванной
Проводите игры в ванной комнате во время купания ребенка:
· Пускайте мыльные пузыри
· Черпайте воду ситом
· Устраивайте «бурное море» и др.
· Организуйте игру «Сколько воды в губке?»
· Возьмите кастрюлю, губку, чашку, стакан, ложку.
· В кастрюлю налейте немного воды, пусть ребенок положит в нее губку и выскажет свое предположение о том, сколько воды впитает губка.
· Предложите затем достать губку, отжать ее в емкость для измерения объема и убедиться в правильности ответа.
Психологи доказали, что в игре у дошкольника интенсивно развивается психика, формируются память, мышление, восприятие; больше проявляется произвольности, он лучше запоминает, дальше и выше прыгает, быстрее бегает, чем в ситуации обучения.
Не лишайте ребенка радости игры, пусть он счастливо проживет свое детство – самоценный период в жизни человека. Играя, ребенок практически всегда испытывает чувства восхищения и удовольствия, которые освобождают его от эмоционального дискомфорта, положительно воздействуют на психическое развитие дошкольника.