Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение г. Астрахани

"Детский сад № 122"

   

 

Уважаемые гости сайта!

 Мы рады приветствовать на своём сайте всех тех,

 кто хочет познакомиться с нашей дошкольной образовательной организацией.

На страничках сайта каждый из Вас найдет для себя

немало полезной и интересной информации. 

 

 

?????? ??????
?? ????? ?????, ??? ?? ??????, ?? ????? ??????? ??????????? ? ????????? — ???????? ? ???!

 

 

Сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью

"Я не боюсь ещё раз повторить:
забота о здоровье ребёнка - это
важнейший труд воспитателя"
В.А.Сухомлинский.

Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Это касается и здоровья. В этот период у детей закладываются основные навыки по формированию здоровья, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствовании и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Поэтому одно из приоритетных направлений педагогической деятельности мы выбрали - сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью.

Работа начинается с создания предметно-развивающей среды. В группе имеется традиционный физкультурный инвентарь.

        

 

 А также изготовлено нестандартное спортивно-игровое оборудование: ребристые доски, массажные дорожки (со следами и пуговицами),

        

кольцеброс, "скакалка - тяжеловес", "гусеница" и "мягкая мишень". Отдельно выделен "Уголок Здоровья", где находятся материалы оздоровительного характера (дидактические игры, массажёры и схемы проведения дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз), которые дети используют как с помощью взрослых, так и самостоятельно.

На территории участка и спортивной площадки детского сада предметно-развивающая среда организована с учётом необходимости сохранения и укрепления здоровья воспитанников и стимулирования двигательной активности детей.

Главную роль в сохранении и укреплении здоровья играет проведение с детьми специально организованных занятий. Для этого используются методические разработки "Обеспечение безопасности жизни в ДОУ" М.А.Фисенко и "Развивающие занятия по укреплению здоровья и профилактики вредных привычек у старших дошкольников" Н.Ф. Дик, Е.В.Жердевой.

Данный этап реализуется по формуле: сначала помоги ребенку осознать, зачем ему это делать, затем научи в увлекательной форме и только потом приучай выполнять эти действия ежедневно. Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется на основе представлений о самом себе и на своих физических и личностных возможностях. Через активное участие в образовательном процессе дети лучше осознают связь между состоянием своего организма и их собственной заботой о нём.

Занятия по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью начинаются с младшей группы. На них закрепляем с детьми полученные знания через разнообразные виды деятельности: познавательные беседы, чтение художественной литературы, экспериментирование и опыты. При проведении итогового занятия в подготовительной группе: "Мои защитники: кожа, ногти, волосы" дети превратятся (мы так планируем) в учёных для проведения опытов в лаборатории.

Так же, на занятиях дети овладевают практическими приёмами оздоровления, такими как: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, приёмы физиологического и психологического расслабления и точечного массажа. Воспитанники освоили приемы массажа "7 волшебных точек" по методике Толкачёва, которые повышают защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи и бронхов. Чтобы точечный массаж не выполнялся сухо, перед выполнением создается соответствующий эмоциональный настрой, предложив детям игры: «Заводим машину», «Буратино», «Солнечные зайчики».

 

      

В совместной деятельности, сюжетно-ролевых играх дети знакомятся с профессиями, которые помогают им быть здоровыми. Играя в сюжетно-ролевую игру "Больница", "Скорая помощь", "На приеме у доктора Айболита", у детей расширяются знания о работе врача.                       

 

       

Игровой подход в работе с детьми позволяет ненавязчиво формировать у них осознанное отношение к своему здоровью без лишних наставлений, длительных и утомительных тренировок.

Необходимо отметить, что работа с детьми не ограничивается учебным годом и не прекращается с наступлением летнего оздоровительного периода, так как в летний период расширяются возможности по оздоровлению. В течение всех летних месяцев активно проводится работа по закаливанию.

Система закаливания разработана так, что ребёнок от щадящих процедур переходит к более жёстким, при постепенном расширении зоны воздействия и увеличении времени воздействия. Так в осеннее – зимний период ребята нашей группы в обязательном порядке мажут перед сном нос оксолиновой мазью.

 

                

Например, в нашей группе дети начинают с босохождения и постепенно переходят к ходьбе по мокрым дорожкам.

               

 

                           

Так же дети нашей группы любят мыть руки прохладной водой, а уж о том как мы любим игры с водой говорить не приходиться! Затем мы переходим к обширному умыванию рук и лица после сна. И конечно же в летний период купание после прогулки.

                                       

 От смены температурного режима во время сна - до сна без маек с доступом свежего воздуха, от полоскания полости рта - до полоскания горла солёной водой.

 

                          

В работе успешно реализуем одну из оздоровительных технологий - натурпатия, принцип которой заключается в следующем: в человеке от рождения заложены возможности самоизлечения. Поддержать эти усилия организма помогает приём фитонцидов (лука, чеснока) для повышения иммунитета и противовирусной защиты у детей. Традиционной формой натуропатии стала ароматизация помещений приёмных чесночными букетиками в течение дня, употребление чесночно - луковых закусок,  ношение чесночных фитомедальонов, питьё сока, употребление витаминов и фруктов (в течении дня).

  

 

    

Таким образом, планомерная и систематическая работа по развитию представлений об организме человека, в которой ребёнок выступает исследователем, способствует формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью, позволит научить детей:

  • понимать значение здорового образа жизни для личного здоровья;
  • осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств и ухода за ними;
  • взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, улица) безопасна для жизни;
  • узнавать предметы, необходимые для поддержания здорового образа жизни; профессии, обеспечивающие здоровье человека; услуги, которые могут оказать специалисты, врачи;
  • обучаться выполнять приёмы самомассажа, различные гимнастики (пальчиковой, адаптационной, для глаз и т. д.). Усвоить, какие привычки и почему представляют вред для здоровья и как правильно вести себя в обществе в случае заболевания.

Для проведения оздоровительной работы и развития двигательных навыков каждого ребёнка очень важное значение имеет взаимодействие со специалистами детского сада. Совместно с медиками обсуждаются индивидуальные особенности, состояние здоровья детей, причины частых заболеваний ребенка. Так же ведется тетрадь взаимодействия со специалистами, в которой прописывается индивидуальные занятия с детьми. Эта работа помогает избирать педагогически грамотные методы и приёмы. Большую роль в сохранении и укреплении здоровья детей играют занятия физической культурой.

 

  

Выполняя физические упражнения, у детей развивается ловкость, гибкость и быстрота.

   

Они на практике узнают о пользе физкультуры для их здоровья. Для закрепления полученных знаний проводятся спортивные праздники, например, «Дружно, весело играя, мы здоровья прибавляем!», «Папа, мама, я - спортивная семья!» и «Дни Здоровья».

Но ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с родителями в следующем направлении:

  • знакомство родителей с результатами диагностики физического и психического развития ребёнка, его актуальным уровнем и зоной его ближайшего развития;
  • проведение целенаправленной санпросвет работы в группе;
  • обучение родителей конкретным практическим приёмам и методам сохранения и укрепления здоровья.

С этой целью хорошо использовать традиционные формы работы:

  • информация в родительских уголках с материалами на оздоровительную тематику;
  • коллективные, подгрупповые и индивидуальные консультации всеми специалистами, совместные праздники, досуги, развлечения.

Также и нетрадиционные мероприятия:

  • тематические дни «День Здоровья»,
  • «Самый вкусный день в году»

В результате  такого сотрудничества родителей и педагогов  нашего детского сада каждый ребёнок имеет возможность сохранить и укрепить свое здоровье!

 

Дата последнего обновления страницы 26.01.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения