Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение г. Астрахани

"Детский сад № 122"

   

 

Уважаемые гости сайта!

 Мы рады приветствовать на своём сайте всех тех,

 кто хочет познакомиться с нашей дошкольной образовательной организацией.

На страничках сайта каждый из Вас найдет для себя

немало полезной и интересной информации. 

 

 

 

Причины и факторы риска развития нарушений речи.

 Речь – это один из наиболее мощных факторов развития ребенка. Благодаря ей люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. В процессе овладения речью развиваются и совершенствуются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстракция и др.), поэтому очень важно выделить основные факторы, которые могут существенным образом повлиять на формирование речи у ребенка.

Телевидение (интернет). Казалось бы, что может быть лучше телевизора или компьютера. Ребенок не бегает и не травмирует себя, не переворачивает вверх дном квартиру и не пристает к родителям с вопросами. Но именно телевизор и компьютер становятся причиной отставания в развитии речи ребенка. Дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Если в середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4 % малышей 4-летнего возраста, то сейчас специальная логопедическая помощь требуется 30 – 50 % детей.

Неблагоприятные воздействия  в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.

Двуязычная семья сама по себе не должна являться причиной нарушения звукопроизношения или задержки речевого развития. Но если изначально имеются скрытые дефекты, какие – то незначительные на первый взгляд родовые травмы, у ребенка из двуязычной семьи могут возникнуть проблемы с речью.

Наследственный фактор. Если один из родителей или кто-то из близких родственников страдает косноязычием, то вполне вероятно, что малыш также будет иметь проблемы с речью.

Поздние дети. Причина в том, что поздним детям (имеются в виду повторные беременности) уделяется меньше языкового времени.

Дисгармония в семье. При воздействии неблагоприятных социальных факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что задержкой речевого развития часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие – либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем.

Нарушение слуха или другие детские заболевания. В первые три года жизни черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени могут служить причиной отставания в речевом развитии. 

 

Как помочь ребенку выучить буквы.

 Поиски сокровищ.

Дети всегда с удовольствием что-нибудь прячут и ищут, поэтому поиграйте со своим малышом  в прятки или в поиски сокровища, используя игрушки или предметы домашнего обихода. Полезно включить в игру элементы обучения.

Если ваш ребенок учит алфавит, то напишите какую-нибудь букву на нескольких клочках бумаги. Пусть малыш выйдет из комнаты, пока вы их прячете (только не старайтесь спрятать слишком далеко, чтобы не разочаровывать его). Позовите его обратно и торжественно  объявите: « В этой комнате в тайниках хранятся шесть букв «Т». Посмотрим быстро ли ты их найдешь». Если малышу трудно, подсказывайте, говоря «горячо», когда он приближается к спрятанному предмету, и «холодно», когда удаляется.

Для ребенка постарше напишите на бумаге буквы, из которых состоит его имя или новое слово, и вырежьте их, как для ребуса. Найдя буквы, ребенок должен собрать из них слово ( с вашей помощью, если это необходимо), и пусть это станет частью игры.

Самые старшие дети могут заняться поисками шести предметов, в названии которых есть две гласные буквы (книга, мыло, сумка, щетка, лампа, очки), десяти предметов на определенную букву или искать вещи из списка, составленного вами. Постарайтесь сделать так, чтобы в разных вариантах игры названия предметов повторялись.

Шершавые буквы.

Каждый из нас обладает разными способностями, и мы овладеваем знаниями с большей легкостью, если используем врожденные таланты и склонности. Тот кто любит слушать, предпочитает обучаться на слух. Тот же, кому легче даются зрительные образы, быстрее запоминает, глядя на предметы. Многие дети лучше всего усваивают информацию о предмете, если могут потрогать его и повертеть в руках. Вот методика, которая поможет малышам выучить цифры и буквы.

Можно взять различные сорта наждачной бумаги, бархатной бумаги, чтобы ее структура и поверхность не были одинаковыми. Если у вас есть картонные или деревянные буквы и цифры, их контуры можно обвести на наждачной и бархатной бумаге, если нет, напишите их , а затем вырежьте и наклейте на карточки размером пять на десять сантиметров. Таким образом вы получите прекрасное учебное пособие. Пусть ребенок закроет глаза, ощупает карточку и определит, какая на ней буква или цифра. Осязание помогает обучению.

 

 

Учим стихотворения правильно.

 При заучивании стихотворений с детьми ставятся сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, обеспечить запоминание, научить выразительно читать перед слушателем, воспитывать любовь к поэзии.

При отборе стихотворений для заучивания учитывается их объем: 1 – 2 строфы для младшего возраста, несколько больше – для старшего. В среднем дети заучивают в течение месяца 1 – 2 стихотворения. Некоторые произведения  (потешки, считалки, песенки) запоминаются детьми непроизвольно, в процессе игр и прогулок.

Процесс заучивания стихотворений довольно сложен и для детей, так как им приходится  неоднократно обращаться к одному и тому же тексту, и для родителей, которые должны учитывать индивидуальные и типологические свойства памяти своих детей. Кто – то из детей запоминает быстро, кто – то медленно, кто – то прочно, кто – то нет, кому – то помогает проговаривание текста вслух и т.д.

Вначале желательно подготовить ребенка к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Затем обращаемся к образной, эмоциональной памяти детей, помогаем вспомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения. Затем выразительно читаем стихотворение и повторяем его. Со старшими детьми перед повторным чтением детей предупреждаем о том, что стихотворение нужно заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводим разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения.

За беседой вновь следует выразительное чтение стихотворения. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения. Затем стихотворение читает  ребенок.

Стихотворение заучивается целиком, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Ребенок повторяет стихотворение индивидуально, только так сохраняется самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности. По ходу чтения подсказываем текст, допускаем договаривание строки ребенком.

Если ребенок читает не выразительно, можно вновь предложить образец чтения. Как в процессе разъяснительной беседы, так и при заучивании проводится большая работа по формированию выразительности и непосредственности детского чтения. Для заучивания стихотворения, как правило, требуется 8 – 10 повторений.

 

 

Речевая готовность ребенка к школе.

 Чтобы определить речевую готовность ребенка к школе достаточно знать несколько аспектов.

 1.Ребенок с интересом слушает сказку, рассказ и отвечает на вопросы после ее прочтения (кто главный герой? Где, когда происходит действие? Назови отрицательных персонажей. Как герой справляется с трудностями? Что случилось с героем? и т. д.). может пересказать небольшое литературное произведение, сохраняя его основной смысл.

 2.Дошкольник составляет рассказ по серии картинок, ко картине. При этом использует различные части речи, составляет предложения с однородными членами, а также сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (Например: Галя, Света, Аня помогли маме вымыть посуду, потому что мама после работы устала).

 3.Ребенок подбирает синонимы  антонимы к словам ( игра «скажи иначе», «скажи наоборот»).

 4.Дошкольник проводит звукослоговой анализ слов: различает гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, делит слова на слоги.

 5.Может по слогам прочитать мини текст и сказать о чем он.

 6.Описывает предмет, живое существо последовательно, выделяет при описании существенные особенности. При этом составляет не менее пяти полных предложений.

 7.Ребенок  сочиняет сказки и рассказы, может переделать начало, середину и конец известного литературного произведения.

 




Комментарии



Оставьте комментарий
Фамилия, имя, отчество
Ваш e-mail
Ваш статус
Ваш комментарий
Код:
Дата последнего обновления страницы 01.02.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения